Николай Зуев: «КРАСЭКО» - единственная компания в Красноярском крае, которая снижает тариф»

журнала "Витрина" (ноябрь 2016 г.)

АО «КРАСЭКО» хорошо известно в Красноярском крае, хотя раньше компания носила другое название. Это вторая по величине организация, которая занимается эксплуатацией электросетевого комплекса в нашем регионе. Еще одним основным направлением деятельности предприятия является теплоэнергетика.
Компания эксплуатирует 109 котельных, а также крупнейшую паровую котельную - Железногорскую ТЭЦ, которая обеспечивает теплом Железногорск и Сосновоборск. Кроме того, в сферу деятельности «КРАСЭКО» входит капитальное строительство и проектирование, осуществляемое дочерним обществом ООО «Краевой инжиниринговый центр». В группу компаний входит и Восточно-Сибирский завод металлоконструкций. Общая численность всех сотрудников составляет свыше 4000 человек. С 2015 года АО «КРАСЭКО» входит в перечень социально значимых краевых предприятий.
О главных принципах его работы и будущих проектах нам рассказал генеральный директор компании Николай Зуев.

- Николай Валерьевич, что является приоритетным в деятельности компании? На каких основополагающих принципах выстраивается работа такого огромного коллектива?
- Наверное, нельзя говоря о главных принципах работы компании, не оглядываясь на ее историю, от которой нас отделяют всего два года. Тогда в отношении деятельности предприятия было достаточно много претензий как у краевой власти и депутатского корпуса, так и у правоохранительных органов. Нам пришлось не восстанавливать репутацию, а создавать ее заново. Самым первым шагом в этом направлении стало придание работе наших подразделений максимальной прозрачности. А следующим – определение критериев эффективности, на которые теперь ориентируются все. Можно с полной уверенностью сказать, что сегодня мы - совершенно другая компания. И что отношение к предприятию стало иным.
Мы придерживаемся в работе двух главных принципов – социальной ответственности и эффективности. Каждое из этих понятий в равной степени приоритетно для нас.
В процессе реализации курса на повышение эффективности ориентируемся на стандарты крупнейших энергетических компаний, работающих в крае, прежде всего - «Россети», «СГК». Мы нисколько не уступаем им, а по некоторым аспектам даже находимся впереди.
Разработана и реализуется целая программа мероприятий по улучшению финансово-экономической деятельности каждого подразделения.
По направлению теплоснабжения – это подробнейшая оценка потенциала всех объектов теплоэнергетического комплекса, находящихся на нашем обслуживании.
По направлению материально-технического обеспечения – открытые конкурентные закупки, ставшие нормой. У нас сотни контрагентов, ни один из которых не имеет более 5% от общего объема закупок. Не нарушая принципа конкуренции, действуя строго в рамках российского законодательства, мы находим возможность активно сотрудничать с краевыми производителями.
По направлению ресурсосбережения - организация строгого и всестороннего учета. Стоит задача использовать более эффективные режимы работы оборудования с учетом фактической нагрузки, активно применяются режимно-наладочные мероприятия, различные механизмы инвестиционных вложений, например, установка термороботов в альтернативу существующим неэффективным теплоисточникам, инвентаризация потребительских нагрузок и т.д.
Компания активно борется с потерями, ведется масштабная установка приборов учета. «КРАСЭКО» убедилось на собственном опыте, что предварительная инвентаризация потребителей на предмет определения возможного потенциала снижения потерь, точечная установка с максимальной эффективностью приносят намного больше эффекта, чем использование приборов учета АСКУЭ сплошным покрытием.
Ориентированность на результат, продуманная кадровая политика, пропаганда законного использования энергоресурсов, контроль за потребительскими приборами учета, установка дублирующих счетчиков, перекрестные рейды, инспекторские проверки подразделений – все эти мероприятия в совокупности привели к потрясающему результату. Каждый месяц показатель потерь снижается на 15-20% в сравнении с прошлым годом, в котором данный показатель также удалось снизить на 6%. При этом до 2015 года, в течении пяти лет объем потерь не уменьшался.
Впервые в истории компании эксплуатационный персонал задумался не только о надежности, но и о результативности своей деятельности: премиальная часть заработной платы ключевых руководителей в управлении и на местах теперь привязана к показателям эффективности вверенных им подразделений.
К сожалению, нам приходится заниматься и оптимизацией численности персонала, однако в этой части мы стараемся придерживаться разумного подхода, ориентируясь на бенчмаркинг, данные об удельной численности работников на аналогичных объектах в крупнейших компаниях.
Внимательно изучая опыт коллег с целью перенять все лучшее, мы далеки от желания слепо его копировать, потому что перекосов, как показывает жизнь, не удается избежать никому. Централизация деятельности одной из работающих в крае крупных компаний стала причиной полной ликвидации многих ее участков в некоторых районах, последствия которой нетрудно предсказать.
В начале этого года, проводя оптимизацию коллектива, мы руководствовались главным требованием: высвобождение людей не должно нанести ущерб надежности и бесперебойности ресурсоснабжения. Сокращение коснулось около 200 человек, это немало, но почти третья часть людей – сотрудники аппарата управления в городе Красноярске. По сути дела, мы ликвидировали раздутые штаты конторских работников.
- Как реализуется социальная ответственность компании?
- Говоря о социальной ответственности, мы имеем ввиду наше отношение к потребителям. В первую очередь это – организация надежного и бесперебойного энергоснабжения, дисциплина в технологическом присоединении, ну и, разумеется, формирование доступной стоимости наших услуг.
Понятно, что по всем этим вопросам мы сверяем свои действия с действиями крупных частных компаний. У мощного частного бизнеса есть оборотная сторона: если вы потребитель - попробуйте предложить таким компаниям сделать что-то, что идет вразрез с их финансовыми интересами, но соответствует здравому смыслу - вероятнее всего, получите отказ. Как правило в таких компаниях почти невозможно отступление от существующих регламентов, придуманных единожды для всей страны без учета географических, технических и кадровых особенностей. Именно поэтому подобная организация предстает по сути бездушным субъектом, до которого порой невозможно достучаться и чья логика принятия решений для большинства потребителей непонятна.
У нас немного иной алгоритм действий. Мы ближе к потребителю, его интересы для нас - на первом месте, поэтому мы гибче, отзывчивее.
В части электрических сетей провели инвентаризацию линий электропередачи, к сожалению, зафиксированы неоднократные технологические нарушения, которые требуют установления причин для последующей их ликвидации. Реализованная программа мероприятий позволила снизить количество технологических нарушений по сравнению с прошлым годом более чем на 30%, а время на их устранение - на 10%. Для нас недопустимы случаи, какие, например, были у наших коллег из крупной сетевой организации, когда в Емельяновском районе тысячи потребителей находились без электричества неделю.
Укомплектованность персонала средствами связи и автотранспортом, наличие и готовность спецтехники, высокая квалификация работников, ведение статистики и анализа технологических сбоев, выявление рисков возможных перерывов в электроснабжении, умение подразделений мобилизоваться в рамках режима повышенной готовности, своевременное пополнение аварийного запаса – вот основные причины снижения количества технологических нарушений по сравнению с прошлым годом.
Подобная ситуация и по объектам теплоснабжения – количество технологических нарушений уменьшилось на 20 %, а перерывы в работе оборудования – на 15 %.
Мы открыты для диалога с потребителем. В каждом муниципальном образовании «КРАСЭКО» организовало Советы потребителей, то есть наладило обратную связь, которая теперь помогает в решении вопросов технологического присоединения, в получении достоверной информации о качестве и надежности электроснабжения от всех социальных групп общества: предпринимателей, депутатов, представителей власти, бюджетных организаций, бытовых потребителей и т.д. Мы регулярно проводим заседания Советов, на которых информируем участников о проделанной работе и просим высказывать замечания и пожелания в наш адрес.
Одна из главных тем, рассматриваемых Советами - сроки и условия технологического присоединения. В 2016 году мы в очередной раз сократили их в среднем на 20 % к уровню 2015 года. Наш средний срок примерно в 1,5 раза меньше среднего срока ТП у крупнейшей сетевой компании региона. Квинтэссенцией оценки могут служить потребительские жалобы, например, в УФАС – в сравнении с крупнейшим сетевиком, их у нас в десятки раз меньше. Стоит отметить также, что у нас нет НИ ОДНОГО закрытого для технологического присоединения центра питания.
У социальной ответственности есть еще одна сторона – экономическая. Задача, поставленная губернатором Красноярского края перед «КРАСЭКО» – работать с минимальной прибылью, чтобы уберечь население от дополнительных расходов в нынешней непростой экономической ситуации. Функционируя на грани безубыточной деятельности, мы пытаемся справится теми ресурсами, которые есть. Наша социальная ответственность перед потребителями выражается, прежде всего, в демпинге тарифа. Для других энергетических компаний размер прибыли всегда является провокатором в желании получить максимальный рост тарифа, освоить предельный уровень и даже, возможно, перескочить разумный предел.
«КРАСЭКО» - единственная компания в Красноярском крае, которая на протяжении 2-х последних лет снижает тариф на электрическую энергию – почти на 30 % к уровню 2014 года. При сохранении количества обслуживаемых объектов. В 2016 году тариф для потребителей на тепловую энергию, вырабатываемую Железногорской ТЭЦ, сразу после получения этого объекта в зону нашей ответственности, также был снижен на 22% . «КРАСЭКО» готово следовать этим путем и дальше, в 2017 году. И готовит необходимые для этого документы. Остальные энергетические компании, к сожалению, только говорят об этом, а дальше разговоров не идут. У нас нет задачи гнаться за сверхприбылью – и это главное, что отличает нас от всех остальных компаний.
- Как выстроена работа внутри коллектива?
- Мы регулярно организовываем обучение людей, понимая, что с ростом задач необходимо повышение общего уровня квалификации персонала. Компанией проводится индексация заработной платы. В компании сформирован кадровый актив, в состав которого вошли сотрудники из каждого подразделения Общества – общим числом порядка 300 человек. Кадровый актив – это абсолютно новая для нас форма работы с коллективом, направленная на поддержку и реализацию задач компании среди персонала, а также для получения обратной связи.
- Какие задачи ставит перед собой «КРАСЭКО» на ближайшее будущее?
- Мы продолжим курс на развитие вышеобозначенных главных принципов деятельности, ведь по сути мы еще в начале пути! «КРАСЭКО» настроено упрочить свои позиции с точки зрения эффективности, при этом не утратив обязательства перед потребителями, касающиеся социальной ответственности.
Планируем расширить свое географическое присутствие на территории края. Сейчас изучаем ситуацию в северных районах, где выделяемые субсидии тратятся не всегда обоснованно. «КРАСЭКО» готово предложить альтернативные методы хозяйствования, которые можно успешно применить на севере.
Мы также считаем, что можем достичь значительной эффективности на тепловом узле Сосновоборк-Железногорск и готовы взять на себя обязательства по сокращению тарифа. Зная другие, альтернативные предложения на этот счет, будем вести конструктивный диалог, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что лучше нас с этой задачей никто не справится.
 

Соколова Маргарита Александровна

Главный специалист по связям со СМИ и государственными органами

Телефон:

+7(391)228-62-07